Все хочу написать, за что так люблю вторую драгонагу (на контрасте с той же инквизицией), но, конечно, мы знаем эту историю о благих намерениях и черновиках. Пока напишу про одного персонажа, с которым у меня связано немало мыслей и эмоций.

Фенрис для меня немного феномен: я видела арты с ним задолго до самой игры, и дизайн мне казался нелепым - что это за анимешный эльф с косой белой челкой, еще и известный темпераментом Саске-куна? Зачем такое клише?
Наверное, стоило бы учитывать, что процесс создания персонажа может идти параллельно на разных уровнях: концепт-арт у одной команды, озвучка на плечах актера, у которого на руках только сценарий без особых пояснений, а саму историю пишет автор. Воедино это все собирают когда придется.
По дизайну могу сделать вывод из гуляющих по сети наработок: изначально хотели бледного эльфа-шатена, но, видимо, чтобы выделить шрамы, пришлось сделать его кожу темнее, тут больше шли светлые волосы, повторяться с мастью Зеврана не хотелось - нехай будет с иссиня-белой шевелюрой бегать, и не такое Тедас видел. Ну, в общем-то, да, сработало.
По озвучке - Гидеон Эмери любую, даже сентиментально-пафосную фразу читает серьезно на сто процентов, как Шекспира. У него голос дрожит на фразах, которые на бумаге выглядят банальными, и, каюсь, мое трепетное сердечко заходится от восторга. Я уж молчу про его хрипотцу. И как он рычит, когда в ход идет гнев. И вообще, голос у него низкий, выдержанный, придающий веса облику персонажа, и из мальчика-эльфа с подростковой сердитостью вырисовывается нечто гораздо большее.
И вот это большее заложено в тексте и в проблеме, которую он выносит на свет. Дэвид Гейдер умудрился вписать в развлекательную историю о не-то-чтобы-герое и его merry band of misfits весьма серьезную проблему разруливания старых травм. Вот тут, на втором плане, у одного из спутников.

По сути у них с Андерсом одна проблема - несправедливость. Просто Андерс бунтует против несправедливости как социальной нормы - программно, этически, с манифестами, стачками и терроризмом. Фенрис перемалывает несправедливость не идеальную, а нанесенную лично ему, он живет с болью, страхом и бездной ярости внутри. Он был рабом, и в рассказе о бегстве он описывает нечто, казалось бы, парадоксальное: как его после ранения выхаживают незнакомцы, как он впервые видит свободную волю, которая никого не подавляет, видит, что можно просто жить, любить и радоваться. Как потом приходит хозяин, и новые союзники отказываются отдавать раба без боя. Как Фенрис получает приказ перебить их - и выполняет его. Почему? Потому что фигура магистра кажется ему всемогущей. Потому что происходит то, чего он боялся: "Я подумал, что сон о свободе окончен". А если это конец, остается лишь смириться, оцепенеть, безропотно подчиняться приказам. Потому что не может быть ничего иного. Райское блаженство и самостоятельная жизнь - это сказки. Глупый самообман.

И ведь ему хватает мужества сбежать, как только он осознает свою ошибку. Бояться и бунтовать самим фактом своей свободы. Заводить друзей, жить по-новому, находить радости. Конечно, он агрессивен - а кто бы не был, переживая такую несправедливость? Вообще сам факт наличия у него фонового и то и дело прорывающегося гнева говорит о том, что процесс исцеления идет, а залечить такую рану - это огромная работа. На нее идут годы жизни в Киркволле, дружбы с Хоуком, Варриком и Изабеллой, разговоров о религии, игр в карты, совместных вылазок и всего прочего. Прийти к Хоуку с просьбой о помощи в охоте на Эдриану - это тоже прыжок веры, потому что доверять кому бы то ни было Фенрис учится буквально с нуля. Не говоря уже о ситуации, когда он собирается пойти встречаться с сестрой, которую не помнит, и мечется, как тигр в клетке - мол, это может быть не она, что, если все подстроено, что, если ловушка. Да, ловушка. И да, если его не остановить, он в конце и собственную сестру убьет - ту, которую уже вспомнил. Потому что не знает, как иначе справляться с проблемами, потому что убийство - это единственное автоматическое решение в его арсенале. Горькое, но выносимое по сравнению с перспективой разбираться в мотивах предательства. Вот уж на что точно нужно больше ресурса, чем у есть у Фенриса в состоянии раздрая после встречи с бывшим хозяином (и победа не спасает - от нее, наверное, вообще шок и все когнитивные ресурсы в коме, КАК ТАК ВООБЩЕ).

А ведь если согласиться сдать его Данариусу, то Фенрис, пораженный предательством, уходит без боя. Позже в письме от магистра можно прочесть благодарность и упоминание, что Фенрис became his obedient self again. У меня мурашки пробежались, когда я это увидела (в игре духу не хватило такое провернуть, но в спойлеры влезла). Это ж после всей той акклиматизации к нормальной жизни. До черта правдоподобно и оттого особенно больно.

Потому что Фенрис жертва. Он борется с этим всеми силами, но это не тот след, который легко вытравить. Особенно если иного существования он не помнит.

И в этом контексте для меня он - олицетворение этого гнева, которым мы выжигаем старые раны. Воплощение борьбы за себя, ослепительного: "Нет!" - с которым поднимаются с колен. Освобождающего пламени, с которым мы говорим: "Хватит!" - тому, что контролировало нас прежде. Хватит терпеть, что о тебя вытирают ноги. Хватит быть паинькой. Хватит молчать, когда что-то решают за тебя. Хватит терпеть неуважительные насмешки, игнорирование твоих чувств, принижение твоей ценности, отрицание твоего существования, покровительственный тон, ущемление твоих прав. Хватит терпеть что бы то ни было, что делает тебя несчастным.



За что еще я благодарна этой истории - он может быть действительно счастлив. Ему можно помочь наверстать житейские пробелы, научить его читать, и дело доходит до того, что в финальной битве он будет сражаться бок о бок с другом-Хоуком, даже если тот поддерживает магов. Это, конечно, вопрос механики игры, но я верю, что друга, близкого и важного, Фенрис предпочтет той или иной стороне конфликта. И, да, романтическая линия.
То, что после первой близости Фенрис в буквальном смысле убегает (с объяснениями, сожалением и взглядом раненого оленя, но всеж-таки - дает деру), по-моему, тоже чертовски честно. Потому что страшно, больно, еще и прошлое дает о себе знать из-за эмоций, которые годами лежали в самом темном ларце памяти - еще бы он не кинулся наутек, как обжегшись. Это человечно, горько и знакомо. Идиотизм, конечно, что потом они три года вообще никак не заговаривают об этом, но это тоже косяк игровой.

И всю эту проблематику Гейдер этак под шумок вписал в фентезюшную компьютерную игруленьку. Но он вообще много чего классного туда вписал, за что честь ему и хвала.

А Фенриса я люблю всем сердцем, маленькая бронированная булочка с корицей.

Все закономерно - присела порисовать перед сном, ушла В ЗОНУУУУУ! И накатала простыню. Типично.
Хэдканоню, что Фенрис отнюдь не миловиден, как ожидается от эльфа, а больше похож на Гидеона Эмери - привлекателен, фактурен и резковат.


P.S.:


P.P.S.: YOU KNOW HOW YOU PLAY A GAME THEN LOOK AT YOUR FAVOURITE CHARACTER AND GO LIKE ‘NAH MAN, I’VE ROMANCED YOU LIKE 6 TIMES I’M GONNA TRY SOMEONE ELSE’ BUT THEN THEY DO THE THING AND THE NEXT THING YOU KNOW YOU’VE TRIPPED AND FALLEN ON THEIR DICK
#LOOKING AT YOU FENRIS #GARRUS VAKARIAN #STOP BEING ADORABLE (с)